Индекс материала
Целевая функция
Определение
Цель человека
Пафос
Лекция о главном
Все страницы

 

Предыдущие материалы:


Будах неловко засмеялся.
- Да, я вижу, это не так просто, - сказал он.
- Я как-то не думал раньше о таких вещах... Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, - он подался вперед, - есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!

(Аркадий и Борис Стругацкие. Трудно быть богом.)


Современные компьютеры могут поразить своими возможностями обывателя, который видит только внешнюю сторону процесса: звук, изображение, а ещё назойливое напоминание о редко используемых ярлыках на рабочем столе, или предложение о переходе на летнее и зимнее время. Для обывателя это сойдет за проявление интеллекта. Меня лично подобные функции раздражают. Это навязчивый маркетинговый ход понравиться домохозяйкам.

Предположим, вы читаете этот текст на компьютере, у вас запущено много приложений: интернет, MS-Word, антивирус и т.д. Не поленитесь, нажмите сочетание клавиш Ctrl+Alt+Del, и вы увидите «Диспетчер задач». Там есть вкладка под названием «Процессы», их будет штук 30. Хорошо тому, кто только что установил операционную систему – их будет не больше десятка. Так вот, в списке процессов самый актуальный, на который уходит больше всего ресурсов, будет: «Бездействие системы». На это процессор тратит 98% своего времени.

Что это значит? А значит это то, что у компьютера нет цели. Конечно, когда вы нажимаете клавиши, записываете файл, играете в игру, он обслуживает все ваши прихоти. А прочее время он бездействует…

А что такое цель? И вообще, это слишком очеловеченная характеристика. Как можно её применять к неодушевлённым предметам? Но всё это слова, неопределённость которых порождает так много не нужных и пустых споров.

В кибернетическом смысле для любой системы управления свойство и цель можно рассматривать, как идентичные понятия в определённом контексте.

termo

Термостат, как пример системы управления, имеет своей целью поддерживать заданную температуру, например 36.6 градусов. Можно сказать иначе, свойство термостата заключается в поддержании температуры. Для этого у системы имеется датчик и два органа управления: охладитель и нагреватель.

Я бы не стал так дотошно излагать подобные вещи, если бы не столкнулся с непониманием и приданием этому понятию каких-то мистических и сакральных свойств, затрудняющих дальнейшее повествование. У термостата простая цель, потому что термостат относительно простая система, даже если она реализует закон ПИД-регулирования, который предполагает знание о предыдущих своих состояниях, что эквивалентно наличию памяти для представителей живой природы.

А как же быть со сложными системами? И что такое сложные системы? Подробнее об этом речь пойдет далее. Но сейчас надо как-то обозначить, чем человек, к примеру, отличается от термостата… И, являясь примером сложной системы, как трансформируется в этом случае понятие цели для человека и для системы искусственного интеллекта. Если в этой точке повествования мы хотим предаться эмоциям, так характерным для всякого рода форумов, то сюда же в эту кучу понятий, давайте внесём смуту относительно живого и не живого, относительно проблемы происхождения видов… А если кто-то хочет вообще запутать тему, то предлагаю заговорить о душе, о боге, о любви… Тогда точно трудновато будет нарисовать график с четко выраженной асимптотой… Здесь форума нет, и поэтому предлагаю оставить эмоции и вооружиться логикой.


И так… Предположу, ибо доказательств в таком деле быть не может. Это концептуальная вещь, развивая которую, только и можно доказать, либо опровергнуть данное утверждение:

Целевая функция, или свойство разумной системы заключается в постоянном уменьшении собственной энтропии.

Понятие энтропии слишком неоднозначно трактуется и вокруг него слишком много разговоров: химики говорят одно, физики другое, а кибернетики третье. Я специально не буду предлагать формулу, а для любознательных дам ссылочку:

Здесь подробно описаны несколько вариантов определения энтропии.

Я же обозначу это мудрёное понятие так: уменьшение энтропии означает усложнение структуры системы. Отмечу, что количественное значение энтропии для сложных систем вряд ли возможно определить, поэтому смысл для дальнейшего понимания заключается в оценке изменения энтропии или в сравнении сложности двух систем:

  • Углерод сложнее водорода;
  • Звезда сложнее газопылевой туманности;
  • Галактика сложнее звезды;
  • Молекула ДНК, сложнее иных органических молекул;
  • Многоклеточные формы жизни сложнее одноклеточных;
  • Млекопитающие сложнее червей;
  • Социальная жизнь людей сложнее волчьей стаи;
  • Жизнь этноса сложнее жизни отдельной семьи;
  • Ваш жесткий диск, на котором установлена операционная система, структурно сложнее отформатированного жесткого диска.

Насколько одна система сложнее другой - задача более высокого порядка, а в основе всех этих интуитивно понятных примеров лежит простая формальная логика:

  • Множество всегда сложнее элементов, из которых оно состоит;
  • При сравнении двух множеств то сложнее, которое содержит больше элементов при прочих равных условиях;
  • Если два множества состоят из одинакового количества элементов, но элементы по своим свойствам не равнозначны, то сложность множества надо оценивать исходя из сложности элементов.

Пример с жестким диском демонстрирует последнее правило. Диск с информацией состоит из тех же элементов, что и отформатированный. Но если рассматривать доменную структуру магнитного слоя, то ориентация доменов определяет информационную ценность всего множества. Т.е. свойства элементов, входящих в множество разное.

Все эти рассуждения я привожу только для того, чтобы не сведущий в тонкостях второго начала термодинамики читатель, осознал смысл понятия энтропия. А теперь вернемся к теме естественного и искусственного интеллекта.


Цель человека, как разумной системы, смысл его существования, заключается в накоплении знаний об окружающем мире.

Мне возражают: для животных целью является пища или выживание и больше ничего. И для человека целью жизни является сама жизнь. Более изощренно в период нашей не такой уж далёкой истории говаривали, что цель в борьбе. Я не буду с этим спорить, а только улыбнусь, ибо «по последним данным разведки мы воевали сами с собой…». Я предлагаю выстроить иерархию целей. Все, перечисленные моими оппонентами цели, имеют право на существование, но что главное, а что второстепенное? Вот, пожалуйста, на примере животных.

Посадите мышь в комфортные условия, где бы ей не нужно было заботиться о выживании, ибо врагов у неё не будет, а пища поступает своевременно. Но при этом помещение будет маленьким и без доступа света и звука. А в качестве контрольного варианта можно создать условия, близкие к реальным, при этом пища так же будет подаваться. Вопрос, кто дольше проживет?

Любое животное, развиваясь, обучаясь у родителей навыкам поведения вынуждено на первых секундах своей жизни, реализовывать указанную целевую функцию: познавать мир. Да, познавать, но только для своих узких интересов, мышке безразличны проблемы белого медведя и таянья льдов. Почему корова всё время жует с грустными глазами и не ходит в библиотеку? Ей некогда, приоритет её познавательной функции был главным, когда она была телёнком. У неё было много свободного времени, потому что питалась молоком, а теперь надо все время жевать, чтобы жить. Можно сказать, что животные, как развивающиеся системы, быстро достигают гомеостаза, т. е. равновесного со средой обитания состояния. Если их сравнивать с термостатом, то приближение к асимптоте достигается быстро и любые не критические возмущения системы не приводят к нарушению равновесия. Внутренние законы функционирования, так же не создают условия для нарушения гомеостаза.

С мышкой и коровой просто, с человеком не так, человек очень сложная система и к тому же сама является элементом множества под названием общество, а общество является элементом другого множества под названием этнос и т.д. Но об иерархии мы будем говорить далее. Я просто предлагаю каждому вдумчивому человеку поставить познавательную цель на вершину пирамиды событий и попытаться с этой точки зрения понять свои действия в суете частной и общественной жизни. И может быть окажется, что студенческий период, когда трещали мозги от экзаменов, почему-то воспринимается, как лучший. Может тогда окажется, что приевшись гламуром, после осточертелой суеты вечеринок, вдруг захочется чего-то нового, значимого, нужного. Может тогда будет понятен феномен долгожития педагогов, ученых и настоящих артистов…

Дальнейшие рассуждения на эту тему имеет смысл перенести в другое место, ибо без философии и морально-этических инструментов не возможно выявить все нюансы человеческого поведения в рамках данной темы. Отмечу только одну деталь. Познание окружающего мира – задача, которая не имеет конечных рамок для сообщества людей, хотя для отдельного индивидуума эта цель конечна в силу известных причин. Но может быть решение проблемы геронтологии и средство Макропулуса заключается в том, чтобы следовать обозначенной цели до самого своего физического конца, границы которого тем самым можно отодвинуть. В этом интересном эксперименте, в отличие от скучных клеток с мышками, может поучаствовать любой здравомыслящий человек.

nature

Обозначив таким образом цель не только для разумной, но и для живой материи, можно предположить, что такая парадигма не прихоть исследователя, не блажь инженера, а основное свойство системы Природы, которое навязывается её элементам, но навязывается с учетом свободы выбора, а значит с правом на ошибку, с правом не следовать этой цели. Вот здесь животные дадут фору любому человеку, они - то следуют этой цели неукоснительно, а человек в своей гордыне переставляет всё с ног на голову, и голова эта, отягощенная суетой повседневности, уже не служит главному, а существует только для того, чтобы в неё закладывали пищу и причёсывали на ней волосы, пока они есть.

Вопрос - кем навязывается? Бальзам на душу любого креацианиста. Но не всё так просто и однозначно. Детская болезнь антропоцентризма когда-нибудь пройдёт и человек новыми здоровыми глазами посмотрит на мироустройство и свою роль в нём.

Почему вообще данная целевая функция имеет право на существование – вопрос философский. И ответ на него лежит в области мировоззренческой, доказывать и обосновывать в которой что-либо весьма тяжело, а порой и не возможно. Это принимается в качестве постулата, а затем разворачивается в рамках строгих научных теорий. Но один факт, который осмыслить можно именно в рамках мировоззрения и никак не меньше, все же есть. Это расширение наблюдаемой Вселенной, и как показывают последние данные, расширение с ускорением.

И здесь я предложу одну цитату, которая в моих поисках истины смысла жизни замкнула гигантские пласты причинно-следственных связей:

“Очевидно, в самых основных свойствах материи, пространства, времени должны заключаться возможности борьбы с тепловой смертью противоположными процессами, которые могут быть названы процессами жизни. Благодаря этим процессам поддерживается вечная жизнь Вселенной”

(Козырев Н. А. Причинная механика и возможность экспериментального исследования свойств времени // История и методология естественных наук. Вып. 2. М.: Наука. 1963. Сс. 95-113.)

К Козыреву, как к ученому, можно относится по-разному, но я пишу о своём опыте, и этот опыт срезонировал со всеми моими представлениями о бытие, о стремлении познать феномен существования и создания жизни в рамках концепции Искусственного Интеллекта. Все подходы к этой проблеме «узкозаточенные», несущие непременно практический промежуточный результат мне показались мелочными и ошибочными в своем корне, ибо, если хотите, миссия разума заключается в обеспечении энтропийного равновесия между разбеганием галактик и процессом объединения всех разумных систем Вселенной.

Только так, только на такой угол надо поднять стрелу дерзновенного познания. Только такая постановка задачи, и причем задачи инженерной, даст необходимое ускорение процессу, а промежуточные результаты для домохозяек получатся сами собой при движении вперёд.

Пафос должен как пар со свистом выйти из моей головы для достижения спокойствия и рассудительности. Этого требует как - никак и стиль изложения, который обозначен как дедуктивный: вначале мировоззрение, потом формулы. Посему конкретика будет позже: алгоритмизация целевой функции, методы оценки сложности структуры системы, использование отрицательной и положительной обратной связи… все это позже, а пока последнее лирическое отступление перед следующей темой, ибо всё - таки надо выяснить, что такое знания, а что такое информация, почему люди не хотят учиться, а предпочитают смотреть телевизор. И так, лекция:

 


 

 

Лекция о главном смысле жизни

Электрон даже не подозревает,
что его заряд равен -1.60217648∙10-19
(Посвящается людям знаний, великим учёным всех времён и народов.)

 

Кто мечтает о заводи тихой
с херувимами и аналоем,
будто нету ни горя, ни лиха
там, проходите, за вами закроем
двери наших аудиторий.
Захватите платок сопливый
и не тратьте килокалорий,
усмиряя свой ум блудливый.

Остальных, я прошу садиться.
Доставайте свои конспекты.
Будем думать и будем учиться.
Здесь науки храм, а не секта.

Что же главное в жизни нашей?
Факты логикой кто-то слепит
без эмоций и эзотерик? Этой кашей
уже наелись. Не к лицу этот детский лепет.

Что? Любовь, говорите…
ладно. Нарисуем себе картину.
Сад Эдемский, если хотите,
вижу красную всюду глину,
из которой Адам был сделан.
Рай... Блаженные ходят Евы,
ходят с мужем, чтоб не посмел он
улизнуть, не дай бог, «налево».
«Огнегривые» львы и тигры
трутся мордами о парапеты.
Только дети играют в игры,
остальным же - везде запреты.
Здесь нельзя убирать улыбку,
чтоб блаженство не потерялось.
И всего за одну ошибку
любопытство всегда - каралось!

Замерло всё, как на иконе,
и движенья ума застыли.
Чтоб любовь была лишь в законе,
всюду хлопают чьи-то крылья.

Здесь Ньютон посмотрел бы кратко
как ударился плод о землю…
и смахнул бы слезу украдкой.
Нет, такое я не приемлю.

От елейных речей и пений,
отворачивая взоры,
без обоза вернулся б гений
в свои северные Холмогоры!

Целью жизни ЛЮБОВЬ земная
быть не может, она лишь средство.
Чтобы цель объяснить какая -
посмотрите на всё из детства.
Посмотрите на Мир огромный,
мы песчинки в нём, нас не видно.
И ведём себя здесь не скромно,
как хозяева. Просто стыдно!
Не единым же хлебом сыты
люди, что себя так любят.
Тайны Мира от них закрыты,
и пока это так и будет.
До тех пор, пока люди ЗНАНЬЯ
не возвысят до СМЫСЛА ЖИЗНИ,
а молитвы и упованья
похоронят и справят тризны.

Пока МУДРОСТЬ и ЗНАНИЙ ЖАЖДА
всем не будет одним мерилом,
будет путь для людей унылым.
Этот смысл должен помнить каждый.

А пока что другие средства
приправляют в умы убогим.
Кока-колой крещён он с детства,
чтобы сделать себя двуногим.

Иногда я смотрю на небо,
а затем на людские страсти:
кто-то хочет немного хлеба,
ну, а кто-то - всемирной власти…
И тогда моя грусть наружу
прорывается сквозь поры.
Homo Sapiens «сядит в лужу»,
и, как вид, вымрет очень скоро.

Я надеюсь на мать Природу.
Энтропийных её колебаний
хватит, чтобы создать породу
Человека Безмерных Знаний!

 

Далее...

Обновлено (26.03.2013 18:54)

 
Новости электроники от РадиоЛоцмана
Вопросы искусственного интеллекта, философия и практика
. @Mail.ru